Исторический контекст

Еврейская диаспора появилась и сформировалась в Екатеринбурге довольно поздно – только во второй половине XIX века. Препятствовало этому искусственное ограничение нахождения людей иудейского вероисповедания на территории Российской империи.

После раздела Речи Посполитой в XVIII веке к Российской империи перешли огромные земли Литвы, Беларуси, Украины, где проживало множество евреев, которые исповедовали иудаизм и говорили на идише. Что с ними делать было совершенно непонятно, поэтому Екатерина II ввела так называемую «черту оседлости» – выделила территории, на которых разрешалось проживать иудеям. Если же иудей хотел покинуть  «черту оседлости», требовалось его обращение в христианство.

xviii

Территория на карте Российской империи конца 19 — начала 20 века. (Источник)

Рекруты 1816–1825. А. И. Вильборг Рисунки одежды и вооружения Российских войск 1801–1825. СПБ.

В начале XIX века уральские заводы начали привлекать квалифицированные рабочие кадры и купцов. Так иудеи появились на Урале. Об этом во время своей поездки в Екатеринбург в 1824 году узнал император Александр I. Он отправил в Пермскую губернию секретный циркуляр, в котором запретил даже временное пребывание евреев в Екатеринбурге и на местных заводах.

В 1827 году законодательство изменилось – Николай I ввел натуральную воинскую повинность для евреев. Призыв на службу начинался с двенадцати лет. Мальчиков отправляли в школы военных кантонистов, где они обучались языку, военным знаниям, а также получали квалификацию мастеров: сапожников, портных. Это должно было помочь им в последующей службе в армии (25 лет!), куда они поступали по достижению восемнадцатилетнего возраста.

xix

Появление первых еврейских общин на Урале связано именно с вынужденным переселением иудеев в связи с военной службой.

община

Кантонист Моисей Коган с семьей. Семейный архив Главацких

Тора кантонистов. Конец XIX в. ПОКМ

С 1840 года евреи начали обживаться и в Екатеринбурге. Поступив на службу, они создали семьи, построили дома, открыли свой первый молельный дом и устроили еврейское кладбище (бывшая часть Михайловского кладбища, сейчас – территория парка им. Блюхера).

Солдаты-евреи основали первую в городе еврейскую общину.

xix

Главный горный начальник, вспомнив указ Александра I, выслал всех иудеев из города – в 60-х годах XIX века в Екатеринбурге не осталось ни одного. Позднее законодательство смягчилось, и черту оседлости разрешили покидать купцам 1-й гильдии, всем лицам с высшим образованием, врачам, разным ремесленникам и их ученикам.

xix

Свидетельство зубного врача Вовсяникер Р.Х. Одесса, 1914 г. личный архив Заболотных Е.А

И новые переселенцы начали формировать в Екатеринбурге свою постоянную еврейскую общину (которая существует и по сей день).

В 1873 году, согласно переписи, в Екатеринбурге проживали всего 13 иудеев, в 1887 году – уже 238 человек, к 1897 году их число выросло до 303 мужчин и женщин. В 1912 году численность еврейской общины в Екатеринбурге была уже около тысячи человек. По переписи 2020 года евреями в Свердловской области себя назвали 2348, однако, в базе общины числится около 20 тысяч.

20хх

Примите участие в исследовании!
Станьте важной частью команды проекта!

Пожертвование — это ваш вклад в историю. Вы можете подписаться на ежемесячные пожертвования. Это позволит развивать проект «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу».

Наш сайт использует файлы cookie и собирает технические данные (IP-адрес, местоположение, данные устройства и другие параметры) для улучшения работы сайта и предоставления более точных услуг. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь с Политикой оператора в отношении обработки персональных данных и информации. Чтобы изменить настройки cookie, воспользуйтесь настройками своего браузера.

Анкета волонтера

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора»