Благотвори­тельность

Еврейская община в Екатеринбурге жила по правилам цдаки.

В иудаизме благотворительность является одним из основных предписаний. Уже в глубокой древности еврейские законы предлагали каждому «отделить из твоего хлеба голодному, привести в дом твой бедного бесприютного, прикрыть нагого и не скрываться от ближних». В Талмуде такое равновесие в мире обозначается словом «Цдака», что буквально переводится как «праведность» или «справедливость». Еврейские мудрецы говорили о том, что Бог специально сделал так, чтобы мир потерял равновесие, поэтому дал людям разный уровень мышления, удачливости и доходов. Именно так он предоставил им полную свободу выбора, показал разные пути к духовному и нравственному совершенствованию. Один из таких путей как раз и лежит через цдаку — передачу части материального богатства ближнему, который нуждается, для того, чтобы восстановить справедливость и равновесие. 

Еврейская община в Екатеринбурге жила по правилам цдаки. Пожертвования широко практиковались в жизни евреев Урала, причем благотворительная деятельность велась в пользу как религиозных, так и светских организаций.

По материальному благосостоянию еврейская община Екатеринбурга не считалась богатой. В городе у евреев долгое время не имелось синагоги, кладбище производило более чем скромное впечатление. Предприниматели города помогали своими личными деньгами всей общине. Так в 1889 году стараниями Л. Б. Хотимского на еврейском кладбище были построены каменная ограда, ворота и караульня. За самим кладбищем более 40 лет ухаживал Г.Б. Перетц. «Ныне на пустопорожней площади кладбища производятся безобразия, – писал он в 1899 году городским властям, – как то бросаются отбросы и нечистоты. Желая дать наружному фасаду более приличный вид, имею честь покорнейше просить разрешить мне посадить деревья (тополя) за мой счет на пустопорожнем месте».

Здание на еврейском кладбище. Фото Н. Боченина, 1980-е гг.

Одним из предписаний Цдаки является сохранение памяти об ушедших родных. Выделяя часть своего дохода в Цдаку, член общины материально инициирует увековечивание памяти о дорогих людях. На эти деньги может быть установлен памятный знак в городе, табличка на здании, высажена аллея, написана книга. А можно внести свой вклад в сохранение истории еврейской общины — поддержать работу сайта «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу»

Многие врачи вели бесплатные приемы для бедных и помогали доставать нужные лекарства (Б.О. Котелянский, С.С. Асс, И.А. Сяно)

Женщины общины тоже проявляли активность в этой сфере. В газетах Екатеринбурга начала ХХ века сообщалось об организованных ими благотворительных мероприятиях, средства от проведения которых шли на помощь бедным евреям и беженцам.

Большое распространение в годы войны приобрела деятельность благотворительных организаций. В Екатеринбурге в этот период действовало Общество пособия бедным евреям, председателем которого был Л.И. Дукельский. Он был активным членом общины и даже возглавлял ее в 1928 году.

В 1916 году хозяйственное правление еврейской общины во главе с Л.И. Дукельским подало в екатеринбургскую городскую управу прошение об отводе участка для постройки бани и миквы. Они должны были служить для гигиенических целей «для евреев беженцев и беднейших жителей [из] екатеринбургских евреев» и для ритуального омовения. Вскоре баня и миква были построены на деньги, собранные общиной, а также приобретены два соседних участка земли с домами по ул. Гоголевской № 12 и 14 для строительства синагоги.
При содействии Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) в Екатеринбурге были открыты бесплатная кошерная столовая (в доме раввина З. Каца) и детский приют. Помощь в трудоустройстве беженцам оказывали предприниматели. Банкирский дом «М.А. Варшавский и К» выдавал кредиты нуждающимся. Для этой цели его представители при содействии земских органов открыли ссудо-сберегательные товарищества.

Активно в годы Первой мировой войны действовало отделение Организации ремесленного труда (ОРТ), созданное в Екатеринбурге еще в 1905 году. Основной функцией ОРТа была помощь беженцам: организация мастерских, учреждение бюро труда, устройство на работу, предоставление потребительских ссуд, кредитов мелким торговцам и ремесленникам, временное размещение беженцев. В 1916 году ОРТ финансировало ремесленное училище, эвакуированное из Гродненской губернии.
Помимо училища, в Екатеринбурге в 1920 году были организованы две еврейские школы. В городе работали еврейская библиотека и два еврейских клуба: им. Энгельса и им. Борохова. Наряду с вышеназванными организациями в Екатеринбурге функционировали детский сад и детский дом.

Помощь ближнему всегда была неотъемлемой частью существования еврейского сообщества. В уставе «Екатеринбургской еврейской общины» за 1923 год говорилось, что община оказывала материальную помощь своим членам: престарелым, инвалидам и сиротам. Кроме того, община содержала молитвенный дом со всеми необходимыми богослужебными принадлежностями и книгами; мясную лавку для продажи кошерного мяса крупного рогатого скота, баню-микву и пекарню для изготовления мацы.

Еврейская община занималась благотворительностью системно, не только помощью конкретным нуждающимся (адресной помощью). В городе создавались институты, которые заботились о пожилых, бедных, беженцах, детях, мобилизованных.

Сегодня традиции уральских благотворителей поддерживает и развивает фонд «Менора». Базируясь на еврейских ценностях, фонд создает современное открытое сообщество людей разных поколений, развивающее системную благотворительность на основе исторической памяти и взаимной ответственности за настоящее и будущее еврейской общины Урала.

Источники:

1. Беркович А.В. Еврейская диаспора в старом Екатеринбурге.

2. Заболотных Е. А. Еврейская религиозная община Екатеринбурга – Свердловска (1843 – 1961 гг.). –Екатеринбург, 2018. – С.122.

3. Прощенок Т.В. Еврейское население Урала в XIX – XX вв. (демографическое и этнокультурное развитие). – Екатеринбург, 2000. – С.160.

ещё традиции:

О важных точках жизни еврея от рождения и до смерти.
Евреев принято называть «Народом Книги» из-за глубокой связи их жизни с Торой.
Шабат - это самый известный праздник в еврейской традиции. Он наступает с заходом солнца в пятницу и заканчивается после захода в субботу.

Примите участие в исследовании!
Станьте важной частью команды проекта!

Пожертвование — это ваш вклад в историю. Вы можете подписаться на ежемесячные пожертвования. Это позволит развивать проект «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу».

Наш сайт использует файлы cookie и собирает технические данные (IP-адрес, местоположение, данные устройства и другие параметры) для улучшения работы сайта и предоставления более точных услуг. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь с Политикой оператора в отношении обработки персональных данных и информации. Чтобы изменить настройки cookie, воспользуйтесь настройками своего браузера.

Анкета волонтера

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора»