Рождение
Первым этапом еврейской жизни для детей становиться получение имени. Девочки получают имя во время ближайшего дня чтения Торы в синагоге (понедельник, четверг и суббота), а мальчиков нарекают после проведения обряда обрезания «брит-мила» на восьмой день после рождения. Держать мальчика во время обрезания доверяют уважаемому члену общины или семьи. Эта почетная роль называется сандак. Сандак в дальнейшем опекает мальчика в течение жизни. Само обрезание проводит моэль. Он должен убедиться, что ребенок здоров, прочитать благословение и обрезать крайнюю плоть специальным ножом. После этого мальчику нарекают имя и устраивают трапезу в честь исполнения заповеди обрезания.
Совершеннолетие
В еврейской традиции религиозное совершеннолетие у девочек наступает в 12, а у мальчиков в 13 лет. Обряд, посвященный наступлению совершеннолетия, называют «бар-мицва» (у мальчиков) и «бат-мицва» (у девочек). Перед ним дети изучают заповеди, которые должны будут соблюдать. По традиции мальчики в бар-мицву впервые вызываются для чтения недельной главы из Торы, а девочки получают благословения и совершают молитву.
Брачный союз
В традиционных семьях готовые к замужеству люди обращаются к шадханит, которая подбирает им подходящую пару для знакомства (шидуха).
Свадебный обряд «хупа»
Свадебный обряд состоит из обручения и венчания. Во время обручения составляется ктуба .
Накануне свадьбы невеста проходит ритуал очищения в микве, читая молитву, она окунается в бассейн, погружаясь так, чтобы кончики волос скрывались под водой. После этого девушка считается «кошерной», т. е. религиозно «чистой».
Обряд бракосочетания называется «хупа», также как конструкция, состоящей из покрывала, натянутого на четырех шестах, под которую молодожены вставали во время свадьбы. Весь день, до окончания обряда бракосочетания, молодые соблюдают пост. Жениху в подарок обычно преподносят талит – покрывало с синими полосками и бахромой, которое надевают поверх одежды во время молитвы, и китель – специальную рубаху.
В конце церемонии жених должен раздавить ногой бокал, «чтобы не забыть о падении Иерусалима».
Участие раввина в обряде не было обязательным условием, достаточно было присутствия миньяна – десяти взрослых мужчин. Однако, по российскому законодательству, с 1835 года все обряды жизненного цикла разрешалось проводить только казенному раввину или его помощнику.
После 1917 года, когда функция регистрации брака была передана в отделы ЗАГСа, число религиозных свадеб резко сократилось.
Согласно официальным данным за 1953 и 1954 годы в городе с еврейским населением около 26000, было проведено всего 10 обрядов хупы. И в этих немногих случаях молодые, скорее всего, просто шли на уступку религиозным родителям.
С возрождением интереса к традиции и религии в конце XX– начале XXI века в городе вновь стали проводить обряд хупы.
Смерть
В еврейских общинах помощь с похоронами оказывают члены погребального братства Хевра Кадиша, они помогают семье справиться с трауром. Члены Хевра Кадиша занимаются подготовкой умершего — омывают тело и одевают его. Если есть возможность, погребение осуществляется на следующее утро после смерти, кроме субботы и праздников. Ближайшие родственники умершего в знак траура надрывают одежды и соблюдают семь дней скорби — «шива». На могилу устанавливают мацеву, на котором пишут текст об усопшем. Годовщина смерти называется «йорцайт». В этот день по покойному читают поминальную молитву — Кадиш.