Праздники

Если вы хотите узнать историю и традиции народа, то лучший способ — познакомиться с его национальными праздниками.

Пурим и Ханука

Два этих праздника посвящены чудесам, которые случились с евреями, попавшими под угрозу физического (Пурим) и культурного (Ханука) уничтожения. 

Ханука посвящена победе Макавеев в 164 г. до н.э. над греками, которые пытались распространить среди евреев поклонение чужим богам и чуждую им культуру. После победы для восстановления службы в Иерусалимском Храме требовалось поддерживать постоянно горящий огонь на главном храмовом семисвечнике менора. Запаса чистого масла должно было хватить только на один день, но он горел все восемь дней, необходимых для изготовления нового масла. В память об этом евреи зажигают свечи на девятисвечнике ханукия, готовят еду, приготовленную в масле (пончики суфганья и картофельные оладьи латкес), и играют в волчок дрейдл. На дрейдле начертаны 4 первые буквы слов из фразы «Великое чудо было здесь (там)»: нун, гимел, хэй и пэй (шин). Для многих детей это первые выученные буквы иврита. На Хануку принято давать детям их первые деньги, которыми они платят за учебу или отдают на благотворительность. 

Пурим посвящен спасению евреев Персии от навета. Во время празднования Пурима читают Свиток Эстер, в котором описана история праздника. Во время произнесения имени злодея Амана принято шуметь трещотками, чтобы стереть его имя. По Свитку Эстер так же ставят костюмированное комедийное представление Пуримшпиль. Принято веселиться и пить так, чтобы не различать имена злодея Амана и праведника Мордехая. Блюдом праздника считаются треугольные печенья с маковой начинкой, которое называют «уши Амана». По традиции в Пурим принято дарить друг другу наборы продуктов и давать деньги на благотворительность.

Рош ха-Шана и Йом-Кипур

Год по еврейскому календарю начинается с двух осенних праздников: Рош ха-Шана и Йом-Кипур.

Рош ха-Шана называют еврейским Новым годом. Считается, что в этот день Б-г закончил сотворение мира. От него ведется еврейское летоисчисление (сейчас у евреев 5781 г.). В этот день трубят в бараний рог шофар, напоминая о небесном суде над каждым человеком за его поступки в течение года, о необходимости раскаяния и исправления. Существует традиция ташлих, согласно которой, евреи вытряхивают карманы около реки, чтобы показать желание освобождения от грехов.

Во время трапезы на Рош ха-Шана готовят продукты, которые символизируют различные благословения. Самые известные из них – это рыба (у европейских евреев), запеченная с головой, которая напоминает о главном дне в году и пожелании быть впереди остальных; плоды граната, потому что в хорошем гранате должно быть 613 зерен, а благочестивый еврей должен соблюдать 613 заповедей; яблоки с медом, чтобы год был добрым и сладким. На Рош ха-Шана евреи желают друг другу «Доброго и сладкого года» и «Пусть твое имя будет записано в Книгу Жизни».

После этого наступает период десяти «Дней трепета», во время которых можно успеть совершить добрые поступки, которые помогут избежать приговора. После них наступает Йом-Кипур, день Искупления. В Йом-Кипур евреи соблюдают пост, во время которого запрещено – есть, пить, совершать омовение, носить кожаную обувь, делать работу. В этот день в синагоги приходит самое большое число евреев за год. После завершения Йом-Кипура в общинах устраивают трапезу, основным угощением на которой является медовый пирог.

Песах,  Шавуот, Суккот

Во времена Иерусалимского Храма на три еврейских праздника – Песах, Шавуот и Суккот, в городе собирались паломники со всего Израиля. Каждый из этих праздников совпадает со сбором урожая различных плодов и злаков, и паломники приносили часть урожая в жертву в Храме. Праздники напоминают об этапах исхода евреев из Египта: освобождение из рабства, получение Торы и жизнь на свободе до прихода в Израиль.

История праздника Песах известна благодаря мультфильму «Принц Египта»: Моисей противостоит фараону, требуя отпустить свой народ, и добивается этого с помощью чудес, совершенных Б-гом. Песах празднуют семь дней, в течение которых запрещается есть квасные продукты, поэтому вместо хлеба едят мацу. На праздник принято устраивать трапезу Седер Песах. Во время трапезы со специального блюда (кеара) едят продукты, напоминающие о тяготах рабства, и пересказывают историю Исхода так, будто она произошла именно с тобой.

Шавуот празднуют через семь недель после Песаха, в этот день отмечают день дарования Торы. На Шавуот детей начинают обучать Торе, а взрослые проводят всю ночь за изучением текстов и традиций. На этот праздник принято есть молочные продукты, потому что слова Торы «подобны меду и молоку под языком твоим».

После двух весенних праздников следует осенний Суккот. Во время него принято строить шалаши, проводить в них трапезы и приглашать на них гостей (ушпизин). Символом праздника являются сложенные вместе четыре вида растений (лулав): цитрусовый плод этрог, ветви финиковой пальмы, мирта и ивы. Каждый из них напоминает о разных видах евреев, которые вместе собираются в еврейский народ.

Описание изображений

  1. Празднование Пурима в детском саду «Мотек», 1997 г. Архив Биндер Натальи Михайловны
  2. Дети на празднике Пурим. Начало XX в. Семейный архив Брусиных
  3. Трубление в шофар. 1990-е гг. Архив ЕЕКЦ «Менора»
  4. Шофар — это труба сделанная из полого рога кошерного животного, чаще всего для этого используется бараний рог. Услышать трубление в шофар на Рош ха-Шана — это заповедь, и чтобы выполнить ее, не обязательно дуть в шофар самому, ведь техника трубления требует достаточно долгой практики. Различают четыре основных вида звуков шофара: «ткия» — один долгий звук, «труа» — трель из девяти отрывистых звуков, «шварим»- серия из трех отрывистых звуков и «ткия гдола» — один долгий звук большей протяженности. Звуки «ткия» и «ткия гдола» подобны крику перед плачем, «шварим» похож на рыдания, а «труа» напоминает всхлипы льющего слезы. Такие сравнения звуки шофара вызывают и из-за того, что после Рош ха-Шана начинаются «дни трепета» перед другим праздником, Йом-Кипуром, «днем искупления». Согласно традиции, в этот день Б-г выносит решения о судьбе каждого еврея на основании всех поступков, которые он совершил за год. Звук шофара звучит по окончанию службы на Йом-Кипур, символизируя окончания суда и вынесение решения.
  5. Ханукия — специальный подсвечник на девять свечей. Отдельная свечка в этом подсвечнике называется «шамаш», «служащая». Её поджигают в первую очередь, и от нее зажигают все остальные. Каждый день в подсвечник ставят на одну свечу больше, пока все восемь не займут свои места.
  6. Кеара — блюдо для проведения трапезы Седер Песах. Во время празднования Песаха, посвященного исходу евреев из Египта, принято проводить пасхальную трапезу, во время которой рассказывают историю этого праздника. Существует шесть видов пищи, которые напоминают об истории рабства и исхода из Египта: «зроа» (жареное мясо на кости), «бейца» (яйцо), «марор» (горькая зелень), «харосет» (смесь из протертых фруктов с орехами и пряностями), «карпас» (простые в выращивании овощи или зелень) и «хазерет» (горькая зелень или протертый хрен). Эти шесть видов пищи расположены на блюде Кеара в определенном порядке, поэтому чаще всего в нем есть ячейки с их названиями. Кроме шести блюд во время трапезы принято есть мацу и выпить 4 бокала вина.
  7. Дрейдл — волчок для игр на еврейском празднике Хануке. Обычно на грани дрейдла нанесены четыре буквы еврейского алфавита: נ («нун»), ג («гимел»), ה («хей») и ש («шин»). Это первые буквы слов во фразе «нес гадоль хая шам» («великое чудо случилось там»), напоминающей о связи еврейского народа с землей Израиля. После появления государства Израиль вместо ש («шин») на грани стала появляться буква פ («пэй»), то есть слово «там» («шам») сменилось на «тут» («по»).
    Чаще всего дрейдлы изготавливали из дерева. Также их делали из драгоценных металлов или покрывали яркой эмалью. С помощью дрейдла дети не только играли, но и учили алфавит.
    Как играть с дрейдлом? Очень просто. В игре может участвовать любое количество человек. Сначала все получают равное количество сладостей или мелких монет, делают ставки в виде одной сладости или монеты и по очереди крутят волчок. Если выпадает נ («нун»), ход просто переходит к следующему игроку. Если ג («гимел»), игрок забирает всё — и все игроки заново делают ставку. Буква ה («хей») означает, что игрок получает половину банка, ну а ש («шин») — что игроку нужно добавить в банк еще одну сладость или монетку.
  8. Банка для мёда — Рош ха-Шана — это праздник начала нового года по еврейскому календарю, который выпадает на начало осени. На этот праздник принято желать друг другу «Доброго и сладкого года». И если с пожеланием добра всё понятно, то причём тут отсылка к сладости? Сладость в еврейской традиции символизирует достаток, и традиция есть сладкие фрукты на Рош ха-Шана упоминается еще в Талмуде. У восточноевропейских евреев символом Рош ха-Шана стали сезонные сладости: мёд и яблоки. Они имели особое значение, в Талмуде яблоки сравнивают с еврейским народом, и погружение яблок в мед было пожеланием себе достатка и удачи. Эта традиция привела к появлению визуальной метафоры — баночки для мёда в виде яблока.

Иллюстрации:

ещё традиции:

Евреев принято называть «Народом Книги» из-за глубокой связи их жизни с Торой.
Еврейская община в Екатеринбурге жила по правилам цдаки.
О важных точках жизни еврея от рождения и до смерти.

Примите участие в исследовании!
Станьте важной частью команды проекта!

Пожертвование — это ваш вклад в историю. Вы можете подписаться на ежемесячные пожертвования. Это позволит развивать проект «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.

Анкета волонтера

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора»