Благотвори­тельность

Еврейская община в Екатеринбурге жила по правилам цдаки.

В иудаизме благотворительность является одним из основных предписаний. Уже в глубокой древности еврейские законы предлагали каждому «отделить из твоего хлеба голодному, привести в дом твой бедного бесприютного, прикрыть нагого и не скрываться от ближних». В Талмуде такое равновесие в мире обозначается словом «Цдака», что буквально переводится как «праведность» или «справедливость». Еврейские мудрецы говорили о том, что Бог специально сделал так, чтобы мир потерял равновесие, поэтому дал людям разный уровень мышления, удачливости и доходов. Именно так он предоставил им полную свободу выбора, показал разные пути к духовному и нравственному совершенствованию. Один из таких путей как раз и лежит через цдаку — передачу части материального богатства ближнему, который нуждается, для того, чтобы восстановить справедливость и равновесие. 

Еврейская община в Екатеринбурге жила по правилам цдаки. Пожертвования широко практиковались в жизни евреев Урала, причем благотворительная деятельность велась в пользу как религиозных, так и светских организаций.

По материальному благосостоянию еврейская община Екатеринбурга не считалась богатой. В городе у евреев долгое время не имелось синагоги, кладбище производило более чем скромное впечатление. Предприниматели города помогали своими личными деньгами всей общине. Так в 1889 году стараниями Л. Б. Хотимского на еврейском кладбище были построены каменная ограда, ворота и караульня. За самим кладбищем более 40 лет ухаживал Г.Б. Перетц. «Ныне на пустопорожней площади кладбища производятся безобразия, – писал он в 1899 году городским властям, – как то бросаются отбросы и нечистоты. Желая дать наружному фасаду более приличный вид, имею честь покорнейше просить разрешить мне посадить деревья (тополя) за мой счет на пустопорожнем месте».

Здание на еврейском кладбище. Фото Н. Боченина, 1980-е гг.

Одним из предписаний Цдаки является сохранение памяти об ушедших родных. Выделяя часть своего дохода в Цдаку, член общины материально инициирует увековечивание памяти о дорогих людях. На эти деньги может быть установлен памятный знак в городе, табличка на здании, высажена аллея, написана книга. А можно внести свой вклад в сохранение истории еврейской общины — поддержать работу сайта «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу»

Многие врачи вели бесплатные приемы для бедных и помогали доставать нужные лекарства (Б.О. Котелянский, С.С. Асс, И.А. Сяно)

Женщины общины тоже проявляли активность в этой сфере. В газетах Екатеринбурга начала ХХ века сообщалось об организованных ими благотворительных мероприятиях, средства от проведения которых шли на помощь бедным евреям и беженцам.

Большое распространение в годы войны приобрела деятельность благотворительных организаций. В Екатеринбурге в этот период действовало Общество пособия бедным евреям, председателем которого был Л.И. Дукельский. Он был активным членом общины и даже возглавлял ее в 1928 году.

В 1916 году хозяйственное правление еврейской общины во главе с Л.И. Дукельским подало в екатеринбургскую городскую управу прошение об отводе участка для постройки бани и миквы. Они должны были служить для гигиенических целей «для евреев беженцев и беднейших жителей [из] екатеринбургских евреев» и для ритуального омовения. Вскоре баня и миква были построены на деньги, собранные общиной, а также приобретены два соседних участка земли с домами по ул. Гоголевской № 12 и 14 для строительства синагоги.
При содействии Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) в Екатеринбурге были открыты бесплатная кошерная столовая (в доме раввина З. Каца) и детский приют. Помощь в трудоустройстве беженцам оказывали предприниматели. Банкирский дом «М.А. Варшавский и К» выдавал кредиты нуждающимся. Для этой цели его представители при содействии земских органов открыли ссудо-сберегательные товарищества.

Активно в годы Первой мировой войны действовало отделение Организации ремесленного труда (ОРТ), созданное в Екатеринбурге еще в 1905 году. Основной функцией ОРТа была помощь беженцам: организация мастерских, учреждение бюро труда, устройство на работу, предоставление потребительских ссуд, кредитов мелким торговцам и ремесленникам, временное размещение беженцев. В 1916 году ОРТ финансировало ремесленное училище, эвакуированное из Гродненской губернии.
Помимо училища, в Екатеринбурге в 1920 году были организованы две еврейские школы. В городе работали еврейская библиотека и два еврейских клуба: им. Энгельса и им. Борохова. Наряду с вышеназванными организациями в Екатеринбурге функционировали детский сад и детский дом.

Помощь ближнему всегда была неотъемлемой частью существования еврейского сообщества. В уставе «Екатеринбургской еврейской общины» за 1923 год говорилось, что община оказывала материальную помощь своим членам: престарелым, инвалидам и сиротам. Кроме того, община содержала молитвенный дом со всеми необходимыми богослужебными принадлежностями и книгами; мясную лавку для продажи кошерного мяса крупного рогатого скота, баню-микву и пекарню для изготовления мацы.

Еврейская община занималась благотворительностью системно, не только помощью конкретным нуждающимся (адресной помощью). В городе создавались институты, которые заботились о пожилых, бедных, беженцах, детях, мобилизованных.

Сегодня традиции уральских благотворителей поддерживает и развивает фонд «Менора». Базируясь на еврейских ценностях, фонд создает современное открытое сообщество людей разных поколений, развивающее системную благотворительность на основе исторической памяти и взаимной ответственности за настоящее и будущее еврейской общины Урала.

Источники:

1. Беркович А.В. Еврейская диаспора в старом Екатеринбурге.

2. Заболотных Е. А. Еврейская религиозная община Екатеринбурга – Свердловска (1843 – 1961 гг.). –Екатеринбург, 2018. – С.122.

3. Прощенок Т.В. Еврейское население Урала в XIX – XX вв. (демографическое и этнокультурное развитие). – Екатеринбург, 2000. – С.160.

ещё традиции:

Шабат - это самый известный праздник в еврейской традиции. Он наступает с заходом солнца в пятницу и заканчивается после захода в субботу.
О важных точках жизни еврея от рождения и до смерти.
Еда, которая отвечает требованиям еврейских законов употребления пищи, кашрута, считается кошерной

Примите участие в исследовании!
Станьте важной частью команды проекта!

Пожертвование — это ваш вклад в историю. Вы можете подписаться на ежемесячные пожертвования. Это позволит развивать проект «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.

Анкета волонтера

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора»