Цомык Герц (1914–1981)
Спецпроект с Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского
Легенда в музыкальном мире. Посвятив всю жизнь виолончели, он сумел объединить в себе все ипостаси музыканта: одаренный и профессиональный исполнитель, педагог, просветитель и вдохновенный организатор.
Творческая биография Герца Цомыка началась в Тбилиси, где он уже в 16 лет окончил консерваторию, а еще через три года – аспирантуру. Его мастером был профессор Миньяр-Белоручев, раскрывший в юноше талант и направивший его на большую сцену. Сам Цомык в интервью композитору и просветителю Максиму Баску делился воспоминанием о необычных концертах, которые мастер организовал в Москве и Ленинграде для четырнадцатилетнего Герца и его соучеников: втроем они виртуозно чисто сыграли в унисон Пятую сюиту Баха для виолончели и стали сенсацией своего времени.
В 1933 году молодой, но уже состоявшийся музыкант, принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Первая премия на этом престижном конкурсе открыла ему дверь в большое концертное будущее. Шутка ли, в 19 лет получить официальный статус одного из лучших исполнителей в огромной стране! Призом за первое место стала виолончель работы Антонио Страдивари из фондов Государственной коллекции, и этому инструменту виолончелист оставался верен много лет, как талисману.
Два следующих десятилетия Герц Цомык активно концертировал: сольные программы, выступления с оркестром, в ансамблях, многочисленные гастроли по всей стране. Тогда же появились и первые пластинки.
Приглашение из Свердловска в 1952 году было и неожиданным, и интересным. В то время на Урале музыкальная жизнь была на подъеме. Уральская консерватория выпускала профессиональных музыкантов и теоретиков музыки, в филармонии работал академический филармонический оркестр, выступить с которым приезжали именитые солисты, такие как Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Натан Рахлин и другие.
Виолончельное направление Герц Цомык развивал здесь практически с нуля.
Преподаватель
Герц Цомык основал на Урале виолончельную школу. Он возглавил кафедру струнных инструментов Уральской консерватории, преподавал в Специальной музыкальной школе-десятилетке и открывал подающим надежды молодым исполнителям путь на большую сцену. В Свердловске мастер посвятил воспитанию учеников более 25 лет. За это время его класс закончили более 50 виолончелистов, и многие из них выступали на мировых сценах.
Исполнитель
Это был музыкант такого уровня, что композиторы-современники, взявшиеся за создание виолончельных произведений, с трепетом показывали Цомыку свои сочинения. Он часто был редактором и первым исполнителем произведений или сольных партий. Не будет большим преувеличением отметить, что благодаря его неординарности в Советском Союзе стали писать музыку для виолончели.
Кажется, он сыграл все возможные произведения для виолончели и интересовался абсолютно всем – и современной музыкой, и классикой. Хотя сам он признавался, что ближе всего ему творения признанных старших современников – Шостаковича, Прокофьева и других.
Леонид Усминский, пианист, педагог, дипломант всероссийских и международных конкурсов, внук Герца Цомыка:
«Для ведущих исполнителей и ансамблей СССР гастроли в Свердловск были особенно волнительными, ведь на их концерт приходил сам Герц Цомык! А легендарный струнный квартет имени Бородина, в котором играют музыканты мирового уровня, посвятил его памяти свой гастрольный концерт вскоре после смерти деда. Игра мастеров такого уровня завораживала с первой секунды. У него всегда были полные залы, и ни единого шороха весь концерт».
Помимо сольных выступлений, Герц Цомык был также концертмейстером группы виолончелей Свердловского государственного симфонического оркестра и участником квартета им. Мясковского. Именно за работу в составе квартета виолончелист получил звание заслуженного артиста РСФСР, правда, уже посмертно – в 1981 году.
Личность
Современники рассказывали о необычайной харизме Герца Давидовича: комментарии к концертам для слушателей, разборы для студентов, диалоги с коллегами-музыкантами –благодаря эрудиции Цомык умел удерживать внимание публики не только музыкой, но и разговором. Леонид Усминский вспоминает, что в доме Герца Давидовича часто бывали известные музыканты и не только, а за столом велись увлекательные разговоры.
Запись выступления Уральского струнного квартета им Н.Я. Мясковского. 1976 года.
Лев Мирчин — 1 скрипка. Лев Тышков — 2 скрипка. Георгий Теря — альт. Герц Цомык — виолончель.
Текст Тины Тарник / культура-урала.рф. В материале использованы иллюстрации из личного архива Леонида Усминского.