Герц Цомык. Фото: сайт Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского

Цомык Герц

Цомык Герц (1914–1981)

Спецпроект с Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского

Легенда в музыкальном мире. Посвятив всю жизнь виолончели, он сумел объединить в себе все ипостаси музыканта: одаренный и профессиональный исполнитель, педагог, просветитель и вдохновенный организатор.

Творческая биография Герца Цомыка началась в Тбилиси, где он уже в 16 лет окончил консерваторию, а еще через три года – аспирантуру. Его мастером был профессор Миньяр-Белоручев, раскрывший в юноше талант и направивший его на большую сцену. Сам Цомык в интервью композитору и просветителю Максиму Баску делился воспоминанием о необычных концертах, которые мастер организовал в Москве и Ленинграде для четырнадцатилетнего Герца и его соучеников: втроем они виртуозно чисто сыграли в унисон Пятую сюиту Баха для виолончели и стали сенсацией своего времени.

Источник: архив УГК им. Мусоргского

В 1933 году молодой, но уже состоявшийся музыкант, принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Первая премия на этом престижном конкурсе открыла ему дверь в большое концертное будущее. Шутка ли, в 19 лет получить официальный статус одного из лучших исполнителей в огромной стране! Призом за первое место стала виолончель работы Антонио Страдивари из фондов Государственной коллекции, и этому инструменту виолончелист оставался верен много лет, как талисману.

Два следующих десятилетия Герц Цомык активно концертировал: сольные программы, выступления с оркестром, в ансамблях, многочисленные гастроли по всей стране. Тогда же появились и первые пластинки.

Приглашение из Свердловска в 1952 году было и неожиданным, и интересным. В то время на Урале музыкальная жизнь была на подъеме. Уральская консерватория выпускала профессиональных музыкантов и теоретиков музыки, в филармонии работал академический филармонический оркестр, выступить с которым приезжали именитые солисты, такие как Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Натан Рахлин и другие.

Виолончельное направление Герц Цомык развивал здесь практически с нуля.

Преподаватель

Герц Цомык основал на Урале виолончельную школу. Он возглавил кафедру струнных инструментов Уральской консерватории, преподавал в Специальной музыкальной школе-десятилетке и открывал подающим надежды молодым исполнителям путь на большую сцену. В Свердловске мастер посвятил воспитанию учеников более 25 лет. За это время его класс закончили более 50 виолончелистов, и многие из них выступали на мировых сценах.

Источник: архив УГК им. Мусоргского

Исполнитель

Это был музыкант такого уровня, что композиторы-современники, взявшиеся за создание виолончельных произведений, с трепетом показывали Цомыку свои сочинения. Он часто был редактором и первым исполнителем произведений или сольных партий. Не будет большим преувеличением отметить, что благодаря его неординарности в Советском Союзе стали писать музыку для виолончели.

Кажется, он сыграл все возможные произведения для виолончели и интересовался абсолютно всем – и современной музыкой, и классикой. Хотя сам он признавался, что ближе всего ему творения признанных старших современников – Шостаковича, Прокофьева и других.

Источник: архив УГК им. Мусоргского

Леонид Усминский, пианист, педагог, дипломант всероссийских и международных конкурсов, внук Герца Цомыка:

«Для ведущих исполнителей и ансамблей СССР гастроли в Свердловск были особенно волнительными, ведь на их концерт приходил сам Герц Цомык! А легендарный струнный квартет имени Бородина, в котором играют музыканты мирового уровня, посвятил его памяти свой гастрольный концерт вскоре после смерти деда. Игра мастеров такого уровня завораживала с первой секунды. У него всегда были полные залы, и ни единого шороха весь концерт».

Помимо сольных выступлений, Герц Цомык был также концертмейстером группы виолончелей Свердловского государственного симфонического оркестра и участником квартета им. Мясковского. Именно за работу в составе квартета виолончелист получил звание заслуженного артиста РСФСР, правда, уже посмертно – в 1981 году.

Струнный квартет им. Мясковского. Слева направо: Л.И. Мирчин (первая скрипка), Л.С. Тышков (вторая скрипка), Г.Д. Цомык (виолончель), Г.И. Теря (альт). Фотокопия (вариант МИК_КП-283). Источник: архив УГК им. Мусоргского

Личность

Современники рассказывали о необычайной харизме Герца Давидовича: комментарии к концертам для слушателей, разборы для студентов, диалоги с коллегами-музыкантами –благодаря эрудиции Цомык умел удерживать внимание публики не только музыкой, но и разговором. Леонид Усминский вспоминает, что в доме Герца Давидовича часто бывали известные музыканты и не только, а за столом велись увлекательные разговоры.

Награждение победителей забега. Приз вручается старейшему в забеге Г.Д. Цомыку (в центре). Слева Г.И. Теря, справа М.И. Паверман. Стадион «Динамо». 25 сентября 1971 г. Источник: архив УГК им. Мусоргского

Запись выступления Уральского струнного квартета им Н.Я. Мясковского. 1976 года.

Лев Мирчин — 1 скрипка. Лев Тышков — 2 скрипка. Георгий Теря — альт. Герц Цомык — виолончель.

Текст Тины Тарник / культура-урала.рф. В материале использованы иллюстрации из личного архива Леонида Усминского.

ещё созидатели:

Примите участие в исследовании!
Станьте важной частью команды проекта!

Пожертвование — это ваш вклад в историю. Вы можете подписаться на ежемесячные пожертвования. Это позволит развивать проект «Путеводитель по еврейскому Екатеринбургу».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.

Анкета волонтера

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора»