В еврейской традиции неделя напоминает о семи днях творения, поэтому седьмой день, шабат, является днем отдыха. В шабат запрещено заниматься созиданием, его тратят на отдых и духовное развитие.
В еврейской традиции день начинается с заходом солнца, поэтому шабат встречают в пятницу вечером. Церемония встречи шабата называется Кабалат Шабат. Во время нее читают молитвы, поют шабатние гимны и слушают проповедь на тему недельной главы Торы.
В еврейском доме перед наступлением субботы зажигают свечи, обычно эта обязанность ложится на хозяйку. Перед шабатней трапезой произносятся благословения на хлеб (чаще всего, переплетную халу) и вино для освящения дня шабата. Из-за запрета на приготовление еды в шабат, во многих еврейских семьях в пятницу в духовку ставили жаркое чолнт, которое за ночь готовилось для субботнего обеда.
В субботу утром евреи собираются для утренней молитвы. Молящийся еврей надевает на голову кипу и покрывает голову с плечами под молитвенной накидкой (талит). По углам талита прикреплены кисти нитей цицит, которые напоминают обо всех 613 заповедях иудаизма.
Вечером устраивают церемонию отделения субботы от будних дней и встречи новой недели (авдала). В ходе авдалы произносят благословения на свет переплетенной свечи, вино и благовония, чтобы почувствовать окончание шабата. После четвертого благословения на отделение будничного от святого, евреи желают друг другу «доброй недели».
Для евреев шабат является символом связи с Б-гом. В будние дни таким символом является тфилин: две коробочки с кожаными ремнями, внутри которых вложены пергаменты с текстом Торы. Один тфилин повязывают на руку, а второй накладывают на голову.
Многие еврейские семьи собираются на шабат, даже если мало знают обо всех традициях и предписаниях.